Грушницкий ("Герой нашего времени")

Грушницкий ("Герой нашего времени")
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

— Юнкер. "Он только год на службе". "Находился в действующем отряде и был ранен в ногу". "Носит, по особому роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один". "Как все мальчики", имеет претензию быть стариком; он думает, что на его лице "следы глубокие страстей заменяют отпечаток лет". "Он закидывает голову назад, когда говорит", и "поминутно крутит усы" и "принимает драматическую позу". "Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы" и "закидывает словами", как скоро разговор выходит "из круга обыкновенных понятий"; "спорить с ним невозможно: он отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому, имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая на самом деле есть только продолжение его собственной речи". "Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом". В минуты, когда он "сбрасывает трагическую мантию", Грушницкий довольно мил и забавен. — Грушницкий принадлежит к тем людям, "которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания". Цель Грушницкого "сделаться героем романа". Печорин уверен, что накануне отъезда из отцовской деревни Грушницкий "говорил с мрачным видом какой-нибудь хорошенькой соседке, что он едет не так, просто, служить, но что ищет смерти, потому что... — тут он, важно, закрыв глаза рукою, продолжает так: — нет, вы (или ты) этого не должны знать. Ваша чистая душа содрогнется! Да и к чему? поймете ли вы меня?" Грушницкий сам признавался Печорину, что причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайною между ним и небом". "Романтический фанатизм", по определению Печорина, привел Грушницкого на Кавказ. "Производить эффект — наслаждение таких людей, как Грушницкий; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим". "В их душе много добрых свойств, но ни на грош поэзии". Они заняты "целую жизнь одним собою". "Грушницкий так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился". "Оттого-то он так гордо носит свою солдатскую шинель", "печать отвержения", по его словам, и желает казаться "разжалованным". "О, эполеты, эполеты! ваши звездочки — путеводительные звездочки..." — говорит Грушницкий и чувствует себя совершенно счастливым в офицерском мундире; "самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице". Его страсть декламировать: "Женщины! Женщины!" — говорит он. "Кто их поймет? Их улыбки противоречат взорам, их слова обещают и манят, а самый звук голоса отталкивает. То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков". Он не знает людей и их слабых струн. Печорина он делает поверенным своих тайн, не замечая его смеха и улыбки. — Собою он всегда доволен. На вопрос Печорина относительно его "дел" с княжной он "смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, солгать, и было совестно, а вместе с этим стыдно признаться в истине"; Грушницкий, на словах, "озлоблен против всего рода человеческого", он не желает знакомиться с Лиговскими, п. ч. "эта гордая знать" "смотрит на армейцев как на диких", и ищет знакомства с "приятным домом". Он гордится своей толстой солдатской шинелью, которой он, "быть может, обязан вниманьем княжны" и стыдится этой "презренной" шинели. Он считает Печорина своим "приятелем" и становится во главе "враждебной" ему шайки. Слабость характера и самолюбие — главные черты Грушницкого. — Грушницкий "слывет отличным храбрецом". По словам Печорина, который "видел его в деле", "это не русская храбрость": "он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза". Перед дуэлью с Печориным "тусклая бледность покрывала его щеки"; "во взгляде его было какое-то беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу", но она была непродолжительна. Принимает предложение Печорина "стреляться насмерть"; бросив жребий "кому стрелять первому", Грушницкий "отвел капитана в сторону и стал что-то говорить ему с большим жаром"; "посиневшие губы его дрожали", но капитан от него отвернулся с презрительной улыбкой. — "Ты дурак! — сказал он Грушницкому довольно громко: — ничего не понимаешь! Отправимтесь-ка господа". Он принимает от секунданта оружие, зная что в пистолете Печорина нет пули и по данному знаку "начал поднимать пистолет, целя прямо в лоб противника". "Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту. "Не могу", — сказал он глухим голосом. — "Трус!" — отвечал капитан. Выстрел раздался". После заявления Печорина, что "эти господа, вероятно, второпях забыли положить пулю в пистолет", Грушницкий стоял, "опустив голову на грудь, смущенный и мрачный". "Оставь их. Ведь, ты знаешь, что они правы", — сказал он капитану. — "Стреляйте! — ответил он Печорину: — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места".

Критика: "По художественному выполнению это лицо стоит Максима Максимыча; подобно ему, это тип, представитель целого разряда людей, имя нарицательное. Грушницкий — идеальный молодой человек, который щеголяет своей идеальностью, как записные франты щеголяют модным платьем, а "львы" — ослиною глупостью. Он носит солдатскую шинель из толстого сукна; у него георгиевский солдатский крестик. Ему очень хочется, чтобы его считали не юнкером, а разжалованным из офицеров: он находит это очень эффектным и интересным. Вообще, "производить эффект" — его страсть. Он говорит вычурными фразами — словом, это один из тех людей, которые особенно пленяют чувствительных, романических и романтических провинциальных барышень, один из тех людей, которых, по прекрасному выражению автора записок, "не трогает просто прекрасное и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания". "В их душе, — прибавляет он, — часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии". Но вот самая лучшая и полная характеристика таких людей, сделанная автором же журнала: "под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, — иногда тем и другим". Мы к этому очерку прибавим от себя только то, что они страх как любят сочинения Марлинского, и чуть зайдет речь о предметах сколько-нибудь не житейских, стараются говорить фразами из его повестей". [Белинский. Соч. т. V].


Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». . 1908-1914.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Грушницкий ("Герой нашего времени")" в других словарях:

  • Грушницкий ("Герой нашего времени") — Смотри также стр. 21 …   Словарь литературных типов

  • "Герой нашего времени" — «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (1837 40), роман Л., его вершинное творение, первый прозаич. социально психологич. и филос. роман в рус. лит ре. «Герой нашего времени» впитал в себя многообразные творчески трансформированные на новой историч. и нац.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Герой нашего времени — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Герой нашего времени (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Герой нашего времени (значения). Герой нашего времени Герой нашего времени …   Википедия

  • Герой нашего времени (Лермонтова) — роман в пяти отдельных рассказах, связанных общностью одной художественной идеи. Все эти рассказы написаны и появились в печати в разное время: 1) напечатана первоначально в Отеч. зап . 1839 г. (т. II) под заглавием Б., рассказ. Из записок… …   Словарь литературных типов

  • Мери, княжна Лиговская ("Герой нашего времени") — Смотри также Московская княжна . Единственная дочь княгини Лиговской. Мать называла ее, на английский манер, Мери. Милая и кокетливая, капризная и прехорошенькая девушка с подвижной физиономией , с дерзкой миной, презрительной улыбкой и… …   Словарь литературных типов

  • ГРУШНИЦКИЙ — центральный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (1838 1840). Г. молод, ему всего двадцать один год. Он юнкер, однако уже имеет георгиевский крест. Г. забавен, доверчив, имеет ложные понятия о чести, которыми его легко сбить с… …   Литературные герои

  • Творчество Лермонтова — …   Словарь литературных типов

  • Литературные типы произведений Лермонтова — …   Словарь литературных типов

  • Валерий Сергеевич Золотухин — Актер театра и кино, народный артист России Валерий Сергеевич Золотухин родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток Алтайского края в семье председателя колхоза. В детстве ему пришлось перенести тяжелую болезнь, до десятого класса он ходил на… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»